учеба

Говоря о проблемах образования, многие в попытке объяснить посредственные знания современных школьников, сваливают вину либо на недостаток субсидий, либо на самих детей, которые слишком ленивы и слишком заняты обсуждением в соцсетях своих кумиров, чтобы решать математические задачки.

На самом деле существует ряд вещей, которые могут помочь детям учиться лучше и способствовать лучшему усвоению ими материала.

1. Время начала занятий

сон

Прийдя утром на работу/в школу, окиньте взглядом помещение. Вы наверняка увидите, как один ваш коллега зевает и трёт сонные глаза, другой как впавший в уныние зомби, отсутствующе пялиться в одну точку, а третий похож на кролика-энерджайзера, принявшего кокаин. В среднем два из трёх американцев страдают от недостатка сна. И при этом мы заставляем детей следовать нашему режиму сна/бодрствования.

А ведь для детей, в особенности для подростков, недостаток сна может сильно сказаться на успехах в учёбе. И именно поэтому школы, которые начинают учебный день позже, сообщают о заметном прогрессе в успеваемости воспитанников. Так, в одной английской школе уровень постоянных прогулов упал на 27%, в то время как в канадской школе в Торонто неуспеваемость одиннадцатиклассников по математике снизилась с 45% до 17%. Более того школьники, у которых занятия начинаются позже, чувствуют себя менее депрессивно, и испытывают меньше проблем в общении с родителями.

С чем это связано?

Из-за гормональных перепадов биологических часов подростки зачастую бодрствуют допоздна. При этом в 8-9 утра они уже должны быть в школе. Вот и выходит в результате этого, что вместо необходимых девяти часов сна большинство подростков получают всего шесть. С первого взгляда эти два часа недосыпа кажутся пустяком, но всю важность их можно осознать в школьной аудитории, когда около 20% учащихся начинают клевать носом на занятиях.

сон на занятиях

Впрочем самое страшное даже не сон на уроках. У взрослых, как вы, возможно, знаете, хронический недосып приводит к целому ряду заболеваний. А теперь представьте, как он может сказаться на и без того расшатанном гормонами подростковом организме. Именно поэтому, вероятно, школы, которые решили перенести занятия на один час позже, сообщают о заметном прогрессе и улучшении успеваемости учеников.

2. Большие окна с открытыми шторами

солнце

Хоть мы и недолюбливаем хиппи, в некоторых вещах мы готовы с ними согласиться, а именно с тем, что касается солнца.

хиппи
Getty

Хиппи ведь любят это небесное светило. Причём так сильно, что в своё время даже придумали фразу «Впусти солнце», которая звучит в припеве самой хипповой из всех хипповых песен «Эра Водолея». Однако любители травки даже не догадывались, что благодаря их совету, ученики выполняли тесты в среднем на 25% лучше обычного и что дети, которые занимаются в светлых аудиториях с большими окнами, на 15% лучше усваивают новый материал по математике и на 23% быстрее делают прогресс в чтении, нежели те, кто парится в классах без окон или с маленькими форточками. Другими словами, для некоторых маргинальных студентов зачёт или несдача зависит от того, зашторено окно или нет.

С чем это связано?

Дневной свет, как оказывается, не только имеет большое значение для фотосинтеза, температуры атмосферы и пригодности планеты для жизни, но и поднимает человеку настроение, увеличивает его обзор и подавляет мелатонин (гормон, регулирующий суточные ритмы). Другими словами, ученики, которые учатся днём, более счастливы, менее сонливы и могут видеть больше.

3. Микрофоны

ученики

Исследования Американской ассоциации языка, речи и слухового восприятия показали, что если дать каждому учителю петличный микрофон, передатчик и пару спикеров, то это заметно улучшит способность детей воспринимать то, что им говорят. Ассоциация провела эксперимент со звуковыми системами в 160,000 аудиториях, и результаты были впечатляющими. К примеру, в одном квартале Нью-Джерси успеваемость первоклассников подскочила с 59% в сентябре до 89% в мае. При этом единственным нововведением было добавление акустической системы.

С чем это связано?

Дело не столько в том, что с микрофонами дети стали лучше слышать учителей, хотя это тоже немаловажно. Просто детская слуховая система окончательно сформировывается лишь к 13-15 годам. И таким образом говорящий вынужден не только бороться с рядом посторонних шумов, как то: работающий кондиционер, передвигающиеся стулья, разные любители поболтать и пр. — но и пытаться доходчиво объяснить материал молодым ушам, которые ещё не могут толком функционировать. А если вы не в курсе, то пытаться перекричать 25 малолетних негодников пять дней в неделю по 6 часов в день, очень утомительно.

ученики

По словам учителей, которые использовали микрофоны, акустические системы способствовали меньшему утомлению их голосового аппарата, предотвращали инфекции гортани и стресс, как для преподавателей, так и для учеников. И что немаловажно, на занятиях, где использовались микрофоны, уровень отсутствия заметно уменьшился, возможно, из-за менее стрессовой обстановки в аудитории.

4. Позитивное мышление

учеба

Это довольно странный способ, хотя многочисленные эксперименты подтвердили его эффективность: если до начала теста на выданном ученикам листке написать жирную пятёрку, то они справятся с заданием лучше. Если же наоборот поставить двойку, то в среднем они выполнят тест хуже, чем могли бы.

ученик
Getty

В ходе одного исследования более чем сотне учеников велели написать одну из следующих букв в углу их теста: «А», «J», «F». Написавшие на своём листке «А» (американский аналог пятёрки) справились с заданием лучше тех, кто написал «F» (американский аналог неуда). Результат же тех, кто написал «J» (нейтральная буква, которую не используют в американской шкале оценок), варьировался между результатами двух предыдущих групп. Хотя ученики и не знали сути эксперимента — они думали, что их тесты случайно распределены по буквам — простое написание вышеупомянутых букв запрограммировало их на успех или провал. Этот эксперимент провели ещё два раза, и во всех случаях результат был тем же.

С чем это связано?

Итак, простая буква «А» пробуждает в юных умах стремление к успеху. По мнению учёных, «видя букву «А», ученики подсознательно стремятся как можно успешней выполнить задание, в то время как буква «F» на подсознательном уровне вызывает у них желание избежать провала».

мальчик
Getty

Но очевидно, что дело тут отнюдь не в написании на бумаге высокой или низкой отметки. Огромную роль в возможности детей достичь успеха играют уверенность и позитивное мышление, и настроить неокрепшие умы на позитив не так уж и сложно. Учёные предлагают учителям украшать аудитории постерами с пятёрками и другими символами успеха и достижений.

учеба
Getty

5. Прогулка перед тестом

дети на экскурсии

Даже для хронически нездоровых детей небольшая физическая нагрузка пойдёт на пользу. Оказывается, 20-минутная прогулка перед экзаменом помогает набрать больше баллов на тесте и на 5-10% улучшает когнититивные способности.

С чем это связано?

Зарядка улучшает производительность исполнительной области коры головного мозга. И это важно, потому что «исполнительная функция» отвечает за концентрацию вашего внимания, насколько хорошо вы разрабатываете стратегию действий и как управляетесь со временем. Всё это имеет большое значение для успешного написания теста.

Всё, что требуется для улучшения результатов, это всего-навсего 20-минутная прогулка. Но если вы действительно хотите помочь детям, то водите их гулять каждый день, потому что стройные дети не только имеют социальные преимущества перед своими полными одноклассниками, но и обладают бóльшим гиппокампом (часть системы головного мозга, ответственной за память).

И просто чтобы напомнить вам, эти прогулки не будут стоить вам ни гроша.

© 2016, Анастасия Кузнецова. Все права защищены.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ПОДЕЛИТЕСЬ СВОИМ МНЕНИЕМ