импровизация в кино

Говоря о «магии кино», большинство подразумевает способность создателей кинолент перенести зрителя в невероятный мир чудес и фантастики. Однако в действительности эти слова означают, что, как и в любой работе, во время съёмок фильмов тоже происходят непредвиденные, импровизированные и совершенно случайные вещи… которые порой получаются намного лучше того, что намеревался сделать режиссёр.

1. «Властелин колец»: Настоящая боль Вигго Мортенсена

две крепости

Оригинальный замысел:

Вигго Мортенсен в последнюю минуту заменил другого актёра, сыграв Арагорна в трилогии «Властелин колец». Роль достаточно сложная и немаловажная, но Мортенсен правдоподобно «рискнул жизнью и здоровьем ради спасения хоббитов» на экране, частично потому, что играл он далеко не всегда.

две крепости

Счастливый случай: 

Из-за разного рода просчётов, технических неполадок или несчастных случаев Мортенсен часто попадал в ситуации, угрожавшие его жизни и здоровью. Как, например, в одной из сцен второй части трилогии «Две крепости», когда Арагорн, думая, что хоббиты погибли, в гневе пинает ногой шлем и издаёт душещипательный крик.

Вот только крик этот был вызван не столько актёрской игрой, сколько реальной физической болью. Ударив по шлему, Мортенсен сломал себе два пальца на ноге и упал на колени не потому, что того требовал сценарий, а скорее всего, потому, что он просто не мог стоять.

импровизация в кино

Ещё один случай произошёл на съёмочной площадке «Братства кольца». Актёр, игравший орка, не рассчитал бросок и со всей силы запустил настоящий нож прямо в лицо Мортенсену. К счастью, последний успел отмахнуть холодное оружие мечом, тем самым случайно создав ещё один захватывающий момент.

импровизация в кино

И наконец, во время съёмок сцены для «Двух крепостей», когда Арагорн без сознания плывёт вниз по реке, Вигго угодил в сильное подводное течение и едва не утонул из-за тяжести доспехов, с трудом выбравшись на берег.

Питер Джексон, разумеется, сохранил все эти моменты в фильмах, потому что с ними картины смотрелись лучше. Одним из ключевых факторов успеха трилогии было ощущение удивительной реалистичности, обычно не характерной для фильмов в жанре фэнтези. И актёры, которые переживают настоящую угрозу собственной жизни и не наносную боль, определённо помогают в достижении этого эффекта.

питер джексон

2. «Быть Джоном Малковичем»: Пьяный статист швырнул в актёра банкой

быть джоном малковичем

Оригинальный замысел:

В фильме «Быть Джоном Малковичем» кукловод Крейг Шварц (Джон Кьюсак) находит портал, ведущий в голову актёра Джона Малковича, после чего начинает за деньги пускать в него других людей. В конце концов Малкович узнаёт о том, что происходит, сам заходит в портал и оказывается на каком-то маскараде в честь Хэллоуина.

Сбежав из собственной головы, Малкович по понятным причинам приходит в ужас и угрожает Шварцу судебным иском, если тот не прекратит сдавать его мозг в аренду третьим лицам.

Счастливый случай: 

Если верить комментариям режиссёра Спайка Джонза, то некоторые статисты протащили на площадку пиво и к моменту съёмок изрядно напились. В оригинале в сцене, описанной выше, когда Малкович в гневе уходит прочь, мимо него должны были просто проезжать машины; однако один из статистов забыл, что он играет не качка в молодёжной комедии ’80-х, и высунувшись из машины, крикнул: «Эй, Малкович, шевели мозгами!» — после чего швырнул в актёра пустой банкой из-под пива.

Эта импровизация, а также реакция Малковича так понравились Джонзу, что режиссёр решил оставить её в фильме.

Как вы можете убедиться, это решение оказалось чертовски удачным. Одна выходка пьяного статиста изменила саму суть сцены: теперь она была не о том, что Джон Малкович злится на главного героя, а о том, как из-за действий Шварца рушится вся его жизнь. Один этот момент позволил пробудить у зрителя сочувствие к актёру, не говоря уже о том, что он идеально соответствует абсурдному юмору фильма (откуда этот парень вообще мог знать, что перед ним Малкович?).

быть джоном малковичем

Что же касается статиста, то его дерзкая импровизация окупилась. Так как у него в фильме теперь была реплика, то его ставка увеличилась до $700 в день, и у него появилось право завести собственную карточку в Гильдии киноактёров, что лишний раз доказывает, что пробиться в Голливуд могут только настоящие сволочи.

3. «Казино Рояль»: Сцена на пляже

казино рояль

Оригинальный замысел:

В начале фильма «Казино Рояль» — первом фильме с участием Дэниэла Крейга — агент 007 отправляется на Багамы, дабы добыть информацию у прислужника главного злодея по имени Лё Шифр. Само собой разумеется, Бонд решает соблазнить горячую жену прислужника, потому что он знает только два способа добычи информации: допрос с пристрастием и доверительный разговор после секса.

казино рояль

Так вот в одной из сцен Бонд должен был заметить жену прислужника, плавая в море, и между обоими должен был состояться зрительный контакт. По идее именно жена должна была быть секси в этой сцене, но в итоге вышло иначе…

Счастливый случай: 

Вбейте в поисковике «Дэниэл Крейг» и первые 10 результатов выдадут следующее:

казино рояль

У миллионов людей (по большей части женщин) именно такой образ всплывает перед глазами при имени Дэниэл Крейг: мужчина по пояс в воде в маленьких голубых плавках. И всё это благодаря песчаной отмели.

По словам Крейга, во время съёмок этой сцены он случайно наткнулся на песчаную отмель, которая вынудила его подняться и выйти из воды, вместо того чтобы выплыть, как это изначально предполагалось в сценарии.

В итоге этот момент включили в промо-кампанию, и многие решили, что эта сцена — отсылка к Урсуле Андресс, которая так же выходила из воды в первом фильме Бонда.

Когда о выходе «Казино Рояль» стало известно, поклонники Бондианы по всему миру решили бойкотировать его показ, так как создатели картины не только решили полностью перезагрузить сагу, но и посмели выбрать какого-то неумытого блондина на главную роль. Эта же сцена, которую многие восприняли как дань уважения прошлому, помогла поменять мнение многих недовольных и в то же время дала понять, что новый Бонд будет грубее и жёстче.

Но больше всего сцена повлияла, разумеется, на карьеру самого Дэниэла Крейга. Именно она превратила его в международный секс-символ. Сам актёр сказал, что понимал, что его выход будут сравнивать с Андресс, но он и подумать не мог, что эта сцена «будет преследовать его всю жизнь».

4. «Подозрительные лица»: Сцена опознания должна была быть серьёзной
подозрительные лица

Оригинальный замысел:

Картина «Подозрительные лица» рассказывает о пяти преступниках, которые познакомились в полицейском участке во время опознания и решили вместе совершить ограбление. Непосредственно в самой сцене опознания герои должны были встать в линию и один за другим повторять одну и ту же реплику. Казалось бы, что может быть проще?

подозрительные лица

Счастливый случай: 

Если верить дополнительным материалам к фильму, то во время съёмок этой сцены Бенисио дель Торо постоянно пускал газы.

подозрительные лица

В результате другие актёры лопались со смеху, и режиссёру Брайану Сингеру не без раздражения приходилось призывать их к порядку. Не помогало и то, что ребята намеренно пытались рассмешить обычно серьёзного Габриэля Бирна. В конечном итоге Сингер сдался и позволил актёрам импровизировать. В сцене можно ясно увидеть, что актёры изо всех сил пытаются сохранять серьёзный вид, но у них ничего не получается:

Что самое странное, их дурачество идеально соотносится с сюжетом. Взаимопонимание, возникшее между преступниками в этой сцене, помогает добиться правдоподобности позднее, когда эти пятеро по сути чужих друг другу людей вдруг решают объединиться и совершить ограбление. Если бы такое происходило каждый раз после опознания, полицейские, наверняка, отказались бы от этой процедуры.

бенисио дель торо

Также показав зрителю совершенно разные характеры этих пятерых персонажей, которых сблизило взаимное презрение к власти, сцена приоткрывает тот факт, что в конечном счёте история эта — об одном умном преступнике, который обводит полицию вокруг пальца. Спасибо заднице Бенисио Дель Торо.

На самом деле всё, что делал Дель Торо в фильме, является импровизацией. Изначально у его персонажа было мало реплик и вообще он был написан под Гарри Дина Стэнтона, но Дель Торо решил сделать из него «чёрного китайского еврея с пуэрториканскими корнями», говорящего на ломаном английском.

5. «Крёстный отец»: Неподдельное волнение Люка Брази
крестный отец

Оригинальный замысел:

Во время съёмок «Крёстного отца» Фрэнсису Форд Копполе понадобился крепкий мужчина грозного вида на роль Люки Брази, инфорсера и подручного Дона Карлеоне (Марлон Брандо). К счастью для него, на съёмочную площадку регулярно наведывались настоящие гангстеры в сопровождении своих телохранителей. Один из них как раз отлично вписывался в типаж необходимого режиссёру здоровяка; звали телохранителя Ленни Монтана.

Увидев Монтану, Коппола решил, что он идеально подойдёт на роль бесстрашного бегемота, тем более что и в реальной жизни он был таким же. В своей первой сцене Брази должен был встретиться с Доном Карлеоне у него в офисе, поздравить его со свадьбой своей дочери и поклясться ему в верности.

Счастливый случай: 

Монтана так нервничал из-за нахождения рядом с Марлоном Брандо, что постоянно запинался и путал реплики. К тому времени Брандо уже был легендой, и сыграть с ним в одной сцене было действительно нечто.

импровизация в кино

Несмотря на проблемы, Копполе так понравилось неуклюжее выступление Монтаны, что он не только оставил эту сцену в фильме, но и добавил новую прямо перед ней, чтобы объяснить поведение героя. В добавленной сцене Брази сидит у кабинета Корлеоне и репетирует свою речь (которую он после всё равно испортил).

В результате эта сцена добавила образу Дона Корлеоне суровости, показывая, что даже крепкий здоровый парень как Люка Брази пасует перед ним. В предыдущей сцене персонаж Дайан Китон, увидев Брази, испугалась, но Коппола говорит нам, что боятся надо не человека с мышцами, а того, кто его контролирует. И плохая актёрская игра Монтаны помогает подчеркнуть этот факт лучше, чем любой диалог.

6. «Полуночный ковбой»: «Я здесь иду!»

полуночный ковбой

Оригинальный замысел:

В фильме «Полуночный ковбой» Джон Войт играет Джо Бака, жителя небольшого техасского городка, который отправляется в Нью-Йорк с надеждой стать жиголо, но вместо этого становится жертвой аферы. Вскоре после прибытия в мегаполис Бак оказывается обманут жуликом и калекой Ратсо (Дастин Хоффман), с которым он потом сближается и который помогает ему стать жиголо.

полуночный ковбой

Так вот в этом фильме есть сцена, когда ковбой и хромой жулик переходят перекрёсток с оживлённым движением, обсуждая плюсы проституции. Казалось бы, сыграть её раз плюнуть.

Счастливый случай: 

Так как киностудии не удалось добиться разрешения на проведение съёмок, то киношникам пришлось использовать скрытую камеру и подгадывать сцену под зелёный сигнал светофора, чтобы герои не останавливались во время диалога на красный. После 15 неудачных попыток Войту и Хоффману наконец удалось подойти вовремя к переходу, но в этот раз на красный свет решил проехать водитель такси, который едва не сбил актёров. Хоффман стукнул по капоту автомобиля и закричал: «Я здесь иду!» — прежде чем вежливо послать его на все четыре стороны.

Как вы уже, наверняка, догадались, всё это было импровизаций, и на самом деле можно даже заметить, как Ратсо на мгновение теряет свой акцент, когда кричит на водителя, и свою хромоту, когда стучит по капоту.

Фраза «Я здесь иду!» стала одной из самых запоминающихся реплик в истории кинематографа, по мнению Института американского кино. Сцена отлично раскрывает ранимый, но вспыльчивый характер Хоффмана и идеально соотносится с духом «гостеприимного Нью-Йорка», который сквозит в этом фильме.

полуночный ковбой

Достоверность этой истории оспорил продюсер, но сам Хоффман подтвердил, что она реальна и добавил, что он чуть было не сказал: «Я здесь фильм снимаю!», но в последнюю секунду заменил слова, чтобы не испортить дубль.

© 2015, Анастасия Кузнецова. Все права защищены.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ПОДЕЛИТЕСЬ СВОИМ МНЕНИЕМ