прогресс человечества

Существует два равно глупых взгляда на будущее: слепой оптимизм, что всё изменится к лучшему, и слепая паника, что каждое новое открытие и изобретение ввергнет человечество в хаос. Но если страх перед выведением генетически модифицированных суперумных летающих пауков ещё можно понять, то истории известны случаи, когда люди впадали в панику из-за самых банальных вещей. Как например…

1. Люди полагали, что уличные фонари испортят наше представление о дне и ночи

фонари
Jupiterimages/Stockbyte/Getty Images

На протяжении тысячелетий ночь принадлежала убийцам, маньякам и ворам. Во времена, когда закат в реальной жизни приносил столь же беспокойств, сколь нынче он приносит в игре Minecraft, с наступлением темноты люди спешили домой, запирали двери на замок и прятались под одеялом, пока как снаружи разгорались события «Судной ночи». Всё изменилось, когда городским властям пришла на ум идея уличного освещения, которую планировалось реализовать, установив вдоль городских улиц газовые фонари.

Впрочем многие восприняли эту идею более чем прохладно. Причины тому были разные и варьировались от чисто медицинских страхов до различных теологических измышлений. Так, например, некоторые опасались, что освещение улиц после захода солнца приведёт к проблемам со здоровьем, так как те, кто не будет спать тогда, когда это положено, а именно ночью, подхватят простуду. Справедливости ради стоит отметить, что люди на пороге XVIII века не вполне представляли себе, как именно человек простужается, хотя они и довольно близко предсказали проблему жёсткого недосыпа в современном мире.

Против уличного освещения выступала и католическая церковь, по мнению которой Бог совершенно чётко определил грань между ночью и днём и потому освещение города в тёмное время суток было сравнимо с плевком в лицо Христу. Дошло до того, что в 1831 году Папа Грегорий XVI запретил газовые фонари в папских областях, опасаясь, что дополнительные часы видимости могут привести к восстанию против церкви.

фонарь
Ondrooo/iStock/Getty Images

Как и ожидалось, Папе не удалось воспрепятствовать логичному и неизбежному прогрессу человечества.

2. Пилотам союзных держав запрещалось пользоваться парашютами из-за «трусости»

парашютист
Purestock/Purestock/Getty Images

Парашют является жизненной необходимостью для лётчиков-истребителей, как каска для рабочих или «бутылка воды с водкой» для воспитателей детсадов. Пилотов Первой мировой, когда к самолётам только присобачили пулемёты, это касалось вдвойне. Однако если Центральные державы не были против того, чтобы их лётчики в случае патовой ситуации покидали самолёты, то командиры союзных стран категорически запрещали своим бойцам пользоваться парашютами, опасаясь возможного роста малодушия, к которому могли привести подобные спасительные меры.

самолет
Justin Sullivan/Getty Images News/Getty Images

Главнокомандующие союзных держав вообще крайне жёстко подходили к теме «трусости» среди своих солдат. Они считали, что если пилот знает, что у него есть хотя бы один шанс выжить, выпрыгнув из кабины, то он с наименьшей вероятностью попытается спасти самолёт и вернуть его — пусть и пылающего и искорёженного — на базу для ремонта. Поэтому наилучшим выходом, по их мнению, было поддержание постоянных и тесных связей пилотов с Ангелом Смерти.

А так как бипланы в эпоху Первой мировой были сделаны в основном из дерева, парусины и держались исключительно на благословении священника, то безопасные взлёт и посадка по сути уже были настоящим чудом. Лётчиков часто обучали справляться с критическими ситуациями типа «горящих крыльев», выполняя специальные маневры в воздухе.

самолет
Peter Macdiarmid/Getty Images News/Getty Images

С запретом на использование парашютов у многих пилотов осталась единственная альтернатива сожжению заживо. В кабине пилота находился револьвер с одной пулей в барабане. Так что каждый раз, когда лётчик взлетал в воздух, был высок шанс того, что он покончит с собой в нескольких километрах над землей (что, понятное дело, негативно сказывалось на боевом духе солдат). Запрет сохранялся на протяжении всей войны и ещё несколько лет после неё. В то же время немецкие пилоты постыдно использовали парашюты с 1916 года. Если же вам любопытно, как это подкосило их ВВС, достаточно вспомнить историю Красного Барона.

3. Некоторые боялись, что громоотводы прятали грешников от Божьего гнева

молния
Comstock/Stockbyte/Getty Images

Человечество всегда жило под тиранией молний, которые ещё со времён Зевса рассматривались как проявление крайнего недовольства небесных сил. Всё изменилось в 1749 году, когда американский политик, изобретатель и дипломированный сутенёр Бенджамин Франклин соорудил «стержень Франклина», название, которые, учитывая легендарную похотливость старика Бэна, несёт в себе своеобразную двусмысленность.

Громоотвод Франклина стал дерзким ответом небесным силам, уводя электрические разряды в землю. Однако в то время молнии всё ещё считали проявлением высших сил, в связи с чем именно в громоотводах тогда узрели причину произошедшего в 1755 году землетрясения в Массачусетсе, ведь они переводили заряды в поверхность земли. Тогда же в Богемии священник Прокоп Дивиш независимо от Франклина изобрёл громоотводы и установил несколько штук в близлежащих деревнях; вскоре после этого народ точно также усмотрел в них вину за засуху, так как они, по их мнению, поглощали влагу из земли.

громоотвод
Stefan Witas/E+/Getty Images

Уже в 1756 году разъярённые жители снесли громоотводы Дивиша. В то же время в Бостоне протестантское духовенство объявило изобретение Франклина «еретическим стержнем», так как перенаправляя молнию по пути наименьшего сопротивления, он обрушивал божественный гнев на весь город, который в противном случае предназначался только для истинных грешников.

По иронии судьбы, эти разряды праведного гнева почему-то всегда били мимо пабов, игорных заведений и борделей и попадали в церкви, которые обычно являлись самыми высокими зданиями в округе и часто имели башни с огромными металлическими колоколами. Так, к примеру, священники базилики Сан-Назаро много лет отказывались устанавливать громоотвод на церковную башню, и в 1769 году в неё ударила молния, спровоцировавшая мощный взрыв (в церкви тогда находилось более 90 тыс. кг пороха), в результате которого погибло 3,000 человек, была уничтожена 1/5 часть города Брешиа, а сама башня взлетела на воздух.

церковь
Buccina Studios/Photodisc/Getty Images

После этого случая церкви всё-таки начали устанавливать громоотводы в качестве предосторожности.

4. Если верить многочисленным искам, ветротурбины могут вызвать тревогу и тошноту

ветротурбины
Medioimages/Photodisc/Photodisc/Getty Images

От 10 до 20% производства энергии в Дании и Германии приходится на ветряные электростанции, которые являются безопасным решением с точки зрения загрязнения окружающей среды. Тем не менее в таких странах как США и Австралия планы построить такие же ветротурбины сталкиваются со страхом перед так называемым «синдромом электростанции».

По словам некоторых, нахождение поблизости от ветротурбин может спровоцировать целую плеяду симптомов, таких как головокружение, тревога, повышенное сердцебиение, тошнота и проблемы с памятью. Результаты научных исследований не подтверждают наличие данной проблемы, несмотря на попытку нескольких десятков исков связать внутренний дискомфорт отдельных индивидуумов с неким злым умыслом гигантского вентилятора.

цыпленок
View Stock/View Stock/Getty Images

Самопровозглашённые жертвы выдвигают теорию о том, что во всём виновато гудение лопастей, частота которого зачастую слишком низкая, чтобы его могло уловить человеческое ухо. Чтобы проверить данную теорию, учёные рассказали небольшой группе людей о предполагаемых опасностях низкочастотных звуков, после чего посадили их в комнате и либо подвергали воздействию реального «инфразвука», либо не подвергали ничему, но сказали при этом, что на них направлены лучи «инфразвука». В результате в обоих случаях был отмечен заметный всплеск тревоги среди участников эксперимента.

Это означает, что «синдром электростанции», вероятно, является не более чем «эффектом ноцебо», который представляет собой эдакого злого брата эффекта плацебо. В то время как благодаря последнему нам достаточно поверить в то, что мы принимаем реальное лекарство, чтобы почувствовать себя лучше, эффект ноцебо, увы, отвечает за реализацию наших страхов: если мы верим, что что-то безвредное причинит нам вред, то так оно в конечном итоге и произодёт. Ни у кого впрочем не получается донести эту мысль до противников ветряных станций, которые порой столь яро отстаивают свою позицию, что поджигают к чертям чучело плетёных ветротурбин.

ветротурбины
Julie Howden/National Wind Watch

Опасения простого народа подхватили и некоторые политики. Австралийский премьер-министр Тони Эбботт, к примеру, постоянно говорит о том, что необходимо провести «больше исследований», прежде чем страна засадит природный ландшафт вредными ветряными фермами… которые, если верить ему, приносят больше вреда, чем естественный, полезный для здоровья и приятный для глаз дым от промышленных предприятий.

5. Полифонию считали орудием дьявола

ноты
Stockbyte/Stockbyte/Getty Images

В церкви раннего Средневековья единственной музыкой разрешённой в доме Господнем было торжественное григорианское пение, которое, хоть и по своему прелестное, было монофоническим; другими словами все одновременно должны были тянуть одну и ту же ноту. Ибо только через порядок можно было выразить своё благоговение перед Всевышним. Всё изменилось в XIII-XIV веках, когда случился теологический кризис и молодые либеральные музыканты начали отравлять церковную святость дьявольскими звуками — полифонией, в которой участвовало более одного инструмента, и каждый при этом играл что-то своё. По сути именно на этом сегодня строится вся современная музыка.

Папа Иоанн XXII незамедлительно запретил полифоническую музыку, настаивая на том, что она «отравляет слух, не принося никакого удовлетворения». Кроме того она создавала «вульгарную атмосферу» и церковники боялись, что заслышав её беспорядочные ритмы, вся паства начнёт срывать с себя одежду и устроит вечеринку в стиле Калигулы. В Библии, к слову сказать, о полифонии ничего не сказано.

гитара
Photodisc/Photodisc/Getty Images

Запрет на «похотливую и грязную» полифоническую музыку сохранялся до середины 1500-х гг, когда Палестрина сочинил «Мессу папы Марцелла». Исполнение полифонической мессы тронуло сердце Ватикана, и Римский Папа Марцелл II решил, что эта месса, написанная в его честь, была слишком прекрасна, чтобы скрывать её от людей. Поэтому современная церковь и вся современная музыка должны поблагодарить Папу Марцелла за его превосходный вкус и нарциссизм.

6. Критики опасались, что антисуицидальный барьер может придать мосту «Золотые ворота» неприглядный вид

золотые ворота
Thinkstock/Stockbyte/Getty Images

Мост «Золотые ворота» является одним из самых популярных мест в мире среди самоубийц, о чём вы не прочтёте ни в одном путеводителе по Сан-Франциско. От 50 до 100 человек бросаются с моста, и хотя не все попытки заканчиваются смертью, в 2013 он поставил личный рекорд с 43 успешными попытками самоубийства.

После этого городская администрация решила: довольно — и выделила 76 миллионов долларов на сооружение под мостом специальной сетки, которая бы ловила самоубийц и спасала бы дюжины жизней ежегодно. К несчастью, план встретил отпор со стороны общественности. Почему? Потому что, по их мнению, мост мог обрести неприглядный вид. Опрос, проведённый среди прогрессивных и жизнеутверждающих жителей Сан-Франциско, показал, что большинство респондентов выступали категорически против сетки из опасения, что она может испортить идеальную внешнюю эстетику моста. И плевать, что его репутация превосходит биографии многих самых страшных серийных убийц. Как сказал один комментатор, «мост в том не виноват».

золотые ворота
GregKeegan/iStock/Getty Images

В качестве аргумента противники идеи сетки приводят ту мысль, что люди, которые решили покончить с собой, сделают это в любом случае, не взирая на все попытки остановить их. Однако проведённое исследование опровергает эту точку зрения, утверждая, что суицид зачастую является импульсивным решением. В отдельных случаях, когда специальный барьер или сеть под мостом мешали людям осуществить свои намерения, большинство из них больше не повторяли попыток, даже на другом, менее безопасном в этом плане мосту, находившемся поблизости.

Но, разумеется, если вы и впрямь беспокоитесь о самоубийцах, то нет ничего хуже, чем поднять шумиху вокруг этой темы и дать им понять, что их жизнь стоит намного меньше, чем внешний вид какого-то там моста.

Thinkstock/Stockbyte/Getty Images
Thinkstock/Stockbyte/Getty Images

7. Первых велосипедистов предостерегали от «велосипедного лица»

велосипед
Kraig Scarbinsky/Digital Vision/Getty Images

Викторианская эпоха ознаменовалась настоящей революцией в области активного отдыха, пришедшей с изобретением велосипедов. Викторианцы всех социальных слоёв были в восторге от появления этого нового вида передвижения.

И в особенности он пришёлся по душе женщинам, хотя вид дам, разъезжающих по городу без сопровождения мужчин, вызывал некоторую озабоченность среди представителей сильного пола. Именно поэтому вскоре доктора начали говорить об опасности этой хитроумной дьявольской штуковины и о её угрозе для здоровья, который приводит к риску появления так называемого «велосипедного лица».

велосипедисты
Kikor/Blend Images/Getty Images

Исходя из предположения о том, что женщины не способны управлять каким бы то ни было передвижным средством и вообще выполнять основные моторные функции без того, чтобы плюхнуться в обморок на находящийся поблизости диван, врачи опасались, что сохранение баланса на велосипеде и одновременное кручение педалей может быть непосильной задачей для женского мозга и что вызванный этим стресс может навечно обезобразить её лицо. Ужасы вышеозначенного синдрома включали в себя бледный цвет лица дамы-велосипедистки, плотно сжатые губы, тёмные круги под глазами и постоянно усталое выражение лица из-за непрерывной концентрации внимания необходимой для того, чтобы остаться в живых.

велосипедистка
TongRo Images/TongRo Images/Getty Images

Некоторые наиболее эгалитарные представители медицины пытались переделать дизайн велосипеда, в частности изменить положение руля, дабы женщинам было проще взяться за него и не превращаться при этом в страшных троллей. Другие впрочем ограничивались простым советом не подпускать женщин к велосипедам.

В случае же если дамы демонстрировали упорное желание и дальше заниматься этим чудаковатым и опасным для внешности хобби, газетные издания публиковали рубрики, в которых давали женщинам советы, как наслаждаться велосипедной ездой и свести её негативный эффект к минимуму. Советы были из серии «не кричите, если увидите корову» и «не пытайтесь разузнать у каждого встречного мужчины, что он думает о ваших шароварах». Всё-таки стоит признать, что женоненавистничество в 1800-е гг. было даже немного очаровательным… сродни ну очень глупому котёнку.
Но даже этот страх не сравнится с идеей о том, что…

8. Поездки на поездах могут расщепить людей

паровоз
jgorzynik/iStock/Getty Images

В 1820-х гг. заветная мечта человечества путешествовать на дальние расстояния в тесных и загаженных консервных банках на колёсах сбылась, благодаря изобретению паровоза. Невозможно преувеличить значимость этого открытия: возможность ездить и/или перевозить с собой добро со скоростью, превышающей скорость нагруженного под завязку животного, изменила всё. Не говоря уже о соблазнительном шансе посетить отдалённые края, не беспокоясь при этом о том, что вы увязнете в болоте и вам придётся заниматься каннибализмом.

Как бы то ни было новое изобретение обрадовало не всех. В частности людей беспокоили возможные негативные последствия такой стремительной езды, скорость которой могла достигать аж 32 км/ч, для хрупкого человеческого организма. Противники локомотивов предупреждали людей, что если они поднимутся в эти смертельные ловушки, то в худшем случае их тела расщепит под давлением такой высокой скорости. Также существовали опасения, что у мужчин подобная быстрая езда вызовет удушье, а женщины, будучи более хрупкими созданиями, и того умрут.

локомотив
View Stock/View Stock/Getty Images

Были и те, кто опасался, что даже простое наблюдение за проезжающим мимо паровозом, может свести людей с ума. Люди боялись, что локомотив, движущийся со скоростью более 32 км/ч, нанесёт вред зерновым, что из-за него коровье молоко свернётся прямо у животного в вымени, и что это вызовет у человека повреждение мозга. Кое-кто выступал с предложением построить вдоль путей ограждение высотой 1,8 м, чтобы уберечь людей и скрыть от их глаз паровозы.

колесо
DAJ/amana images/Getty Images

Но как быстро всё же бежит время: уже в 1896 году люди настолько привыкли к локомотивам, что начали сталкивать их друг с другом исключительно ради своего удовольствия.

© 2015, Анастасия Кузнецова. Все права защищены.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ПОДЕЛИТЕСЬ СВОИМ МНЕНИЕМ