спецэффекты

Если вам любопытно, сколь сильно обленился Голливуд за последние несколько десятилетий, то достаточно посмотреть трейлер к предстоящему фильму Дж. Дж. Абрамса «Звёздные войны». В ’70-е гг. фильмы делали при помощи тщательно разработанных марионеток и людей, обливающихся потом внутри дроидов, однако с приходом современных технологий ручной труд уступил место цифровым эф… минуточку, это что, робот с пультом управления?

звездные войны
Lucasfilm

Хм, очевидно, некоторые режиссёры выступают категорически против компьютерной графики и для достижения максимального реализма сбрасывают настоящие самолёты на Шотландию или используют реальное оборудование NASA. И всё ради одного это потрясного дубля, который вы, скорее всего, сочтёте результатом работы компьютерной программы…

1. «Интерстеллар»

интерстеллар
Paramount Pictures

Главное правило фильмов Кристофера Нолана звучит так: если эффект выглядит нереальным и невозможным, то его, скорее всего, сделали вручную. Например, помните как в «Интерстеллар» (ВНИМАНИЕ! Спойлеры) герой Мэттью МакКонехи влетает в пространственно-временной тоннель и видит неосязаемую материю, в которой сплетаются воедино пространство и время?

интрстеллар
Paramount Pictures

Вы, наверняка, даже не задумывались над тем, как эта сцена создавалась, ведь для того, собственно, и было придумано CGI. Вот только компьютерную графику в данном случае Нолан не использовал.

интерстеллар
Running Press

В действительности сцены в тоннеле были сняты в огромных трёхэтажных декорациях, сделанных при помощи лазерной печати высокого разрешения, проецирования на стену и классических трюков с перспективой. Не желая довольствоваться безумными декорациями, съёмочная группа отсняла несколько сцен на вершине растаявшего ледника, дабы создать атмосферу планеты, полностью покрытой океаном. Ибо нафиг контейнеры с водой, ими пользуются только слюнтяи.

интерстеллар
Paramount Pictures

Так, а это что такое? Думали, что TARS тоже является продуктом компьютерной графики? А вот и нет. В 80% случаев робот был реальной физической моделью с гидравлическим управлением. Озвучивал TARSа реальный актёр, Билл Ирвин, стоявший за моделью и произносивший свои фразы.

интерстеллар
Paramount Pictures

Звучит впечатляюще… пока вы не увидите 16-метровую модель космического корабля, которую подвесили на строительном кране.

интерстеллар
Paramount Pictures

Ещё одна вещь, которую люди склонны считать результатом компьютерной графики, — это невероятные штормовые бури, так как большинство режиссёров считаются достаточно разумными, чтобы не подвергать актёров высшего эшелона неоправданному риску для здоровья. Но только не Нолан.

интерстеллар
Paramount Pictures

Более того съёмочная группа даже не стала рисовать космос на зелёном экране, предпочтя построить за внушительными декорациями не менее высокие стены со спроецированным на них изображением Вселенной.

интерстеллар
Paramount Pictures

Нам даже немножечко жаль, что Кристофер Нолан не режиссировал «Мир Юрского периода», потому что мы уверены, что он наверняка нашёл бы способ клонировать настоящих динозавров.

2. «На грани будущего»

на грани будущего
Warner Bros.

Кассовые сборы фильма «На грани будущего» оказались столь невелики, что киностудия решила переименовать его Blu-Ray издание в «Живи. Умри. И снова: На грани будущего», хотя если подумать, оригинальный заголовок принёс бы им больше прибыли от поклонников Джеймса Бонда, которые просто перепутали бы американский боевик с новой картиной о британском секретном агенте. Фильм оказался не очень успешным в плане сборов, что довольно печально, учитывая, что это вполне себе добротный боевичок и тем более что все, кто принимал в нём участие чуть не погибли, чтобы добиться реалистичности. По крайней мере если судить по кадрам съёмочного процесса:

интерстеллар 382208_v1

Внимание, справа на GIF не дублёр, а лично Том Круз, находящийся в эпицентре свистящих ракет и летающих тел. Но не бойтесь, на нём 56-килограммовый защитный костюм, оберегавший его всё то время, когда он готов был взять на себя роль человеческой марионетки.

382230_v1 381568_v2

Конечно, эти тяжеловесные механические костюмы, вероятно, не сильно успокаивали, когда вокруг то и дело проносились настоящие огненные шары, которыми режиссёр Даг Лайман стрелял в актёров на огромной военной песочнице, сооружённой киностудией специально для съёмок главной битвы.

интерстеллар

И так как мы с вами говорим ни о ком ином, как о Томе Крузе, то вполне логично (подчёркиваем, потому что это Том Круз), что в какой-то момент актёр и вовсе предпочёл снять костюм и без защиты на своих двоих пробежать пару метров от падающего вертолёта:

на грани будущего
Warner Bros.

Если киностудия серьёзно настроилась переименовать фильм, то мы даже немного удивлены, почему они не выбрали название «Том Круз на грани гибели», учитывая, что Круз и правда чуть не погиб во время съёмок. Нет, не в каком-нибудь взрыве или в чём-то равно крутом, но когда его партнёрша по фильму Эмили Блант случайно въехала в дерево, делая резкий поворот…

на грани будущего
Warner Bros.

3. «Тор 2: Царство тьмы»

тор 2
Marvel Studios

«Тор 2: Царство тьмы» это фэнтезийный фильм о супергерое и, если вы поклоняетесь скандинавским богам, то технически — также религиозный эпос. Другими словами, это тот фильм, в котором можно ожидать, что по меньшей мере 90% происходящего будет нарисовано на компьютере. Взять хоть эпизод с левитирующим грузовиком, мимолётная сцена, которую, вероятней всего, отсняли специально для первого трейлера, дабы оправдать киношников в глазах зрителей за пользование компьютерной графикой.

тор 2
Marvel Studios

Тем не менее, как вы уже могли догадаться, дочитав до сего пункта статьи, в этом случае речь о компьютерной графики не шла. Так как в этом случае киношники реально превратили настоящий цементовоз в индюшку на вертеле (разве что более металлическую и менее аппетитную).

тор 2
Marvel Studios

Как выяснилось, создатели фильма не только подарили поклонникам романтическую сюжетную линию с участием молодого доктора Портман и скандинавского бога, которую те так страстно желали, но и создали несколько убийственных визуальных эффектов. Изначально супервайзер по спецэффектам Джейк Моррисон (Jake Morrison) собирался воспользоваться банальной компьютерной графикой для создания этой сцены, пока его команда не переубедила его сделать всё взаправду. Единственная вещь, подвергшаяся цифровой обработке в данной сцене, — это огроменная гидравлическая рука, которую команда дизайнеров использовала для поднятия и вращения грузовика и которую позднее стёрли.

Также следует упомнуть, что сцены сражений в пустынной и заброшенной местности снимали не на фоне зелёного экрана, а в Исландии.

тор 2
Marvel Studios

4. «Настоящий детектив»

настоящий детектив
HBO

«Настоящий детектив», созданный продюсером Ником Пиццолатто (Nic Pizzolatto), представляет собой добротный детективный сериал, который достаточно быстро превратился в шедевр, после того как в конце четвёртого эпизода зрителям показали это:

Перед вами шестиминутный дубль, в котором герой Макконехи Раст Коул пытается сбежать из жилого микрорайона, в то время как его жители пытаются прибить его пистолетами, камнями и бейсбольными битами и чередуют нормальную человеческую речь с нецензурщиной. Подобный дубль можно получить двумя способами: первый заключается в использовании разных хитростей монтажа для скрытия смены дублей в определённых моментах, как, например, когда камера смотрит наверх на вертолёт, который, насколько нам известно, вообще не настоящий.

настоящий детектив

Или, если вы чокнутый художник, вы можете просто снять всю сцену за один дубль… что в данном случае и произошло. На то, чтобы всё получилось как надо, ушло семь дублей, и каждый раз за кадром прятались помощники, инженеры по спецэффектам и гримёры, которые по-быстрому окропляли актёров «кровью» и заботились о многом другом. Только представьте себе масштаб происходящего, как уставшему и измученному Макконехи приходилось снова и снова бегать туда-сюда, сносить удары битой…

настоящий детектив

и перелезать через долбаный забор — часть дубля, которую кстати пришлось снимать при помощи подъёмного крана, так как съёмки проходили в настоящем жилом микрорайоне, и у студии HBO не было разрешения на снос части ограждения.

настоящий детектив

Так что каждый раз Макконехи приходилось перелезать в конце дубля через дурацкий забор лишь для того, чтобы сесть в тачку к Вуди Харрельсону… который всё это время просто тупо сидел и ждал.

HBO
HBO

5. «Рейд 2»

рейд 2
PT Merantau Films

Если считать фильмы о боевых искусствах жестоким эквивалентом мюзиклов, то «Рейд» можно сравнить с «Отверженными». Как в принципе и вторую его часть — «Рейд 2», продолжившего добрые традиции оригинала только в двойном размере, начиная массовым тюремным бунтом и заканчивая сценой драки в крохотной туалетной кабинке — всё, чтобы порадовать даже самый изысканный вкус.

рейд 2

Но минуточку, вы только гляньте на эти стены. Там же едва можно втиснуться, чтобы справить нужду, так как ребятам удалось уместиться в этой каморке с большой камерой? Если бы фильм снимал Майкл Бэй, он бы наверняка тупо нарисовал стены на отснятом материале (и заодно добавил парочку оскорбительных этнических стереотипов). Но так как над картиной работал не Бэй, то ребятам пришлось подойти к процессу творчески:

381592 382312_v1

Да, как видите, они просто передвигали декорации вокруг камеры. Простое и элегантное решение данной задачи. Хотя, конечно, ничто не сравнится с креативностью, проявленной во время съёмок этого эпизода:

рейд 2

Как, по-вашему, у них это вышло? А вот как:

рейд 2

Ребята передавали друг другу камеру. Один оператор, замаскированный под сиденье, и другой, находившийся сбоку от тачки, как своеобразный вариант автомобильной коляски. Судя по всему, когда весь бюджет уходит на страховку, остаётся только просить члена съёмочной группы лечь в опасной близости от быстро движущегося асфальта, чтобы снять все необходимые дубли.

6. «2012»

2012
Columbia Pictures

Сколь бы глупым, неуклюжим и, что самое страшное, фактически неточным ни был сюжет фильма Роланда Эммериха «2012», супервайзерам по спецэффектам Волькеру Энгелю и Марку Уайгерту это не помешало подойти всерьёз к стоявшей перед ними задаче, а именно уничтожению мира.

2012

Создать апокалипсис было бы намного проще при помощи компьютерной графики, но Энгель и Уайгерт (который также работал над спецэффектами к фильму «День независимости») предпочли сделать всё вручную, создав качественные визуальные эффекты и поиздевавшись заодно над актёрами. Тут можно вспомнить и экстремальную пытку водой…

381606_v1

… когда съёмочную площадку залили по колено, чтобы воссоздать сцену тонущего корабля.

21012
Columbia Pictures

… и, разумеется, строительство огромной площадки площадью около 2,500 кв.м. и весом 500,000 тонн, которую сотрясали при помощи гидравлики для воссоздания сцены землетрясения:

2012

Да, конечно, ребята отлично знали, что могут создать эффект «землетрясения», просто тряся камеру, как это часто делали в ’60-е на съёмках «Звёздного пути», но они намеренно не стали прибегать к этому, желая достичь максимального реализма. Даже немного обидно: столько усилий, и всё ради чего-то столь незапоминающегося.

7. «Хижина в лесу»

хижина в лесу
Mutant Enemy Productions

Вы никогда не дождётесь от Джосса Уэдона некачественно выполненной работы, особенно если её предстоит выполнять не ему. Во время съёмок «Хижины в лесу» Уэдон и режиссёр Дрю Годдард решили, что было бы неплохо снять эпизод, в котором бы появились все заметные персонажи фильмов ужасов, пусть даже на пару секунд. Поэтому естественно у них была команда специалистов, занимавшаяся созданием всех этих жутких тварей, заметить многих из которых можно разве что нажав во время просмотра на паузу .

Здесь и огромные зеленые личинки.

хижина в лесу
Mutant Enemy Productions

И летающая девочка из «Звонка».

хижина в лесу
Mutant Enemy Productions

И даже балерина из ада. Причём грим делали несколько часов на настоящей 9-летней девочке.

хижина в лесу
Mutant Enemy Productions

Тем не менее иногда одних протезов и грима недостаточно и приходится прибегать к более изощрённым трюкам: использовать устройства с пультом управления, чтобы создать летающего гоблина, или поместить паяльную ламку в марионетку с тыквенной головой.

хижина  в лесу

В сцене, где профессора Дырявый-Живот пронзает мифический единорог, был использован подвес, на который нацепили специально слепленную для этого голову лошади-убийцы.

хижина в лесу

Но, пожалуй, самым значительным достижением стало создание так любимого поклонниками Водяного, для которого в частности использовали трубку для крови, проходившей от головы до пят. Актёр в буквальном смысле не мог двигаться по 12 часов, его приходилось перетаскивать на носилках. Время же между съёмками он тратил на сон.

хижина в лесу
Mutant Enemy Productions

Всё-таки необходимо отдать должное самоотдаче этих людей: такая детальная работа ради костюмов, которые и на экране-то появляются не полностью и всего на пару секунд.

хижина в лесу

© 2015, Анастасия Кузнецова. Все права защищены.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ПОДЕЛИТЕСЬ СВОИМ МНЕНИЕМ