5 творцов, которые пытались уничтожить свои работы

искусство

Людям искусства должно быть крайне тяжело видеть, как их труды запрещают, подвергают цензуре или же сразу уничтожают, и потом тем более неожиданно, когда они решают сделать это сами. Тем не менее история знает немало знаменитых людей, которые пошли на крайние меры, пытаясь не дать вам (да, конкретно вам) оценить их труд…

1. Режиссёр Тони Кэй попытался саботировать свой тепло встреченный критиками фильм

американская история икс

Даже если вы ни разу не видели «Американскую историю Икс», вам наверняка знакома сцена, в которой неонацистский персонаж в исполнении Эдварда Нортона заставляет темнокожего человека лечь зубами на асфальт, после чего несколько раз вдавливает его голову ногой в каменную плитку. Но чего вы, скорее всего, не знали, так это то, что ещё до выхода картины режиссёр Тони Кэй мечтал проделать то же самое с Нортоном и практически со всеми, кто принимал участие в создании фильма.

Кэй имел репутацию человека заносчивого и эксцентричного, однако шишки киностудии и тестовая аудитория остались в восторге от начальной версии фильма (в конце концов она принесла Нортону номинацию на Оскара в категории Лучший актёр).

Кэй же наоборот остался ею крайне недоволен, поэтому немедленно начал вырезать из фильма всё, что только можно, пока не сократил киноленту до скромных 87 минут. Киностудии New Line Cinema это сильно не понравилось, и они попросили режиссёра поработать с Нортоном над полноценной версией. Кэй согласился, после чего начал сходить с ума.

Очевидно, его так бесила работа над «Американской историей Икс», что раз режиссёр умудрился впечатать свой кулак в стену. После этого он начал нападать на своё детище на страницах Daily Variety и The Hollywood Reporter (рекламные статьи он оплатил сам). Также Кэй привёл с собой в офис директора студии священника, раввина и тибетского монаха (без шуток) и попросил его дать ему ещё время на то, чтобы поработать монтаж; кстати позднее он признался, что эта выходка была чистым «безумием». Режиссёру было прямо отказано и сказано, что на экраны выйдет версия, над которой они работали вместе с Нортоном.

Getty

Если вы решили, что на этом парад безумных выходок подошёл к концу, то спешим вас заверить, что он только начался. После всего этого Кэй отправился на кинофестиваль в Торонто, где потребовал, чтобы его фильм сняли с показа, опубликовал ещё несколько гневных тирад в прессе (в общей сумме на это ушло около одного миллиона долларов) и угрожал, что наймёт поставит у кинотеатров, где будут показывать его фильм, пикетчиков.

Помимо этого Кэй попросил, чтобы его имя убрали из титров и заменили на любое другое. Гильдия режиссёров допускает такую практику, если человек соглашается не порочить фильм на публике, а так как этот корабль не только уплыл, но и благополучно натолкнулся на айсберг и феерично затонул, то имя Кэя навсегда закрепилось за «Американской историей Икс». Тот самый, что был так тепло встречен критиками, отмечен Оскаром и вообще считается одним из лучших фильмов всех времён.

Getty

2. Супруга Дика Чейни попыталась скрыть свой эротический роман о лесбиянках

девушки

Дик Чейни — бывший вице-президент и известный энтузиаст, а его жена Линн — автор более дюжины книг, многие из которых нацелены на то, чтобы дать детям представление о своей стране и правительстве. Но есть среди её произведений и исторический роман «Сёстры», место действия которого разворачивается на Диком Западе. Книжка была выпущена малым тиражом в 1981 году.

Но в 2004 году с назревавшими президентскими выборами, один редактор решил переиздать «Сестёр». Разумеется, пока до него не дозвонился адвокат Чейни и не убедил его этого не делать. Почему, спросите вы. Ну, если помните, администрация Буша/Чейни была довольно консервативной, и её политика базировалась на старомодных ценностях и… более традиционных отношениях. Дело в том, что сёстры рассказывает о женщинах, которые… кхм, но, возможно, вам стоит прочитать самим:

«Хелен, моя любовь и радость […] Давай сбежим, прочь от злобных и повелительных мужчин. Мы найдём уединённую хижину, куда они не осмелятся вторгнуться, и будем жить там вдвоём, только ты и я. Мы будем проводить дни, наслаждаясь сладким уединением. А по вечерам я буду читать тебе, пока ты вышиваешь крестиком у камина. А после мы ляжем в постель, нашу постель, моя дорогая…»
девушки

Getty

Какая фривольность! Разумеется, с тех пор роман всплывал во множестве интервью с Линн Чейни. В 2006 году у неё состоялся довольно разгорячённый разговор с Вульфом Блитцером, в ходе которого женщина отрицала, что героини в «Сёстрах» лесбиянки. Может и так, возможно, СМИ просто раздували историю из ничего, как они обычно это…

«Женщины, обнимавшиеся в повозке, были Адамом и Евой на тёмных церковных подмостках… нет, Евой и Евой, любящими друг друга и уже не способными любить как прежде, после того как они испробовали этот плод и познали истинных себя. Она была на удивление тронута и даже завидовала им… она видела страстную любовь между женщинами в повозке, которая была навсегда недоступна ей».

Getty

Getty

Ок, проехали. Они точно лесбиянки.

3. Харлан Эллисон собрал самую полную антологию научной фантастики и убрал её в ящик стола

Американский писатель Харлан Эллисон известен прежде всего как автор двух влиятельных антологий научной фантастики: «Опасные видения» (1967) и «Снова опасные видения» (1972). Сборники оригинальных историй от самых лучших и ярких научных фантастов принесли многочисленные награды как отдельным авторам, так и Эллисону как редактору. Поэтому не удивительно, что он решил повторить успех и написать третий том «Последние опасные видения».

Намереваясь превзойти два предыдущих тома, Эллисон попросил фантастов прислать ему свои лучшие рассказы, которые он немедленно получил. Как-то раз он даже похвастался, что следующая антология будет состоять из более чем миллиона слов. Но затем начались бесконечные отсрочки. Об издании книги было объявлено в 1973 году, к 1976 Эллисон сказал в интервью, что она наконец-то завершена, что он передал издателю весь материал, и весной 1977 том обязательно поступит в продажу.

Этого не случилось. Проходили года, Эллисон каждый раз находил отговорки и обещал, что книга обязательно выйдет в свет. Однако чем дальше тянулось время, тем меньше шансов было на это.

В 1993 году Эллисон пригрозил засудить вдову, которая дала разрешение на то, чтобы история её последнего мужа, вошедшая в неопубликованный том антологии, была включена в книгу с его избранными сочинениями. Ещё больший скандал возник, когда другой автор, который отозвал свой рассказ и продал его другому издателю, написал длинный очерк, в котором он в деталях описал весь бардак, происходивший вокруг публикации третьей части антологии, и который он в конце концов опубликовал под названием «Книга над грани вечности». Ясно, что человек был настроен предвзято, однако нельзя не согласиться с тем, что он пишет: «Прошло уже два десятилетия, как я написал рассказ «Бесконечное лето», а он до сих пор продаётся и приносит мне небольшой, но стабильный доход. Если бы я оставить его мистеру Эллисону, то он до сих пор бы пылился в картонной коробке где-нибудь в его доме».

149862

Если у Эллисона есть все необходимые рассказы (минус те, что были отозваны авторами) и, учитывая тайну, окружающую проект, он вполне мог бы найти издателя, готового опубликовать его даже не прочитав, то почему он тянет и делает всё, лишь бы в свет НЕ вышли дюжины историй от величайших умов научной фантастики? Никто не знает, а сам Эллисон молчит. В 2007 году он всё ещё говорил о том, что хочет закончить антологию прежде, чем отбросит концы.

Но опять же уже в 2010 он заявил, что в случае его смерти его супруге поручено сжечь все незаконченные романы в доме.

4. Вергилий написал одну из величайших работ в западной литературе и попросил своего друга сжечь её

Если вы не помните или не проходили «Энеиду» в школе, то скажем так: это произведение считается одним из величайших в истории человечества (всё-таки его не просто так преподают в учебных заведениях уже две тысячи лет). Написана «Энеида» была ещё в 29 г. до н.э. поэтом Вергилием, который хотел написать эпическую оду, посвящённую основанию Рима и его величию в принципе.

Вергилий был щепетильным мастером. И под этим мы подразумеваем его медлительность, ибо написание «Энеиды» заняло у поэта 11 лет, причём даже тогда он считал свою работу паршивой. Поэтому в 19 г. до н.э. Вергилий отправился в продолжительный отпуск в Грецию и Азию, дабы попытаться взглянуть на своё сочинение по-новому и отредактировать и спасти его. Впрочем это ему не удалось. На своём смертном одре поэт попросил друзей сжечь это дешёвое не-пойми-что, над которым он работал последнее десятилетие и которое вызвало восторг у мужчин и обмороки у женщин.

Что же спасло одно из гениальных творений человечества? Политика.

Император Август предложил Вергилию написать это произведение, где в некоторых местах присутствовали намёки на то, что он якобы происходил от Энея, что узаконило бы его правление. Поэтому когда Август узнал о том, что Вергилий попросил уничтожить свой шедевр, он немедленно вмешался и помешал этому, и вот так-то, спустя двадцать столетий, мы до сих пор о нём говорим.

5. Микеланджело создал тысячи рисунков, которые позднее сжёг в огне

Итальянского художника и скульптора Микеланджело знают все. А после того как Рафаэль отошёл в мир иной в результате «крайне распутного образа жизни», он стал по сути Королём Ренессансвиля, закончив два своих самых известных труда (статуи Давида и Пьеты) до своего 30-летия. Живопись Микеланджело считал второстепенным видом искусства, но тем не менее разрисовал Сикстинскую капеллу, ибо если уж тратить время на что-то, что ниже твоего достоинства, то нет смысла маяться дурью. Да, и ещё руке Микеланджело принадлежит куча рисунков. А если точнее, тысячи.

Или около 600, судя по тому, что сохранилось до сегодняшних дней. Само собой разумеется, что не все его каракули смогли выдержать четыре с половиной столетия, но даже во время Микеланджело его талант был нарасхват, а рисунки, написанные его рукой, считались бесценными дарами, которые необходимо всячески оберегать. Учитывая это, не совсем понятно, почему же так мало его картин дожило до наших дней. Возможно, всё дело в том, что Микеланджело сам постоянно выкидывал их в огонь.

Почему? Зачем? Если его работы так высоко ценились и он с лёгкостью мог обратить их в монету, то зачем уничтожать их в огне.

Вероятно, виной всему тщеславие и общественное сознание. По мнению Микеланджело, истинный гений кроется в импровизированной и непринуждённой работе, в то время как всевозможных набросков и чертежей необходимо стыдиться и прятать от глаз публики. Вам знакома вся эта чушь о тяжёлой работе, тщательном планировании и совершенствовании на собственных ошибках? Ну так вот, к чёрту это, потому что настоящие вундеркинды без каких-либо усилий создают шедевры, прямо на ходу. Микеланджело потел и надрывал задницу практически над всеми своими работами, но он предпочёл бы, что его запомнили ленивым и одарённым ублюдком, который просто зашёл однажды в Сикстинскую капеллу, посмотрел наверх, взял кисточки и стремянку и начал творить.

© 2015, Анастасия Кузнецова. Все права защищены.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *