археологические раскопки

Голливудские фильмы внушили нам неправильное представление об археологии. Постоянными спутниками и верными помощниками археолога являются не столько фетровая шляпа, хлыст и саркастические ухмылки, сколько лопатка, кисть и рулетка.

Да, и ещё крест. И святая вода. И может, пачка подгузников для взрослых. Зачем, спросите вы. Затем что именно об этом вы подумаете первым делом, когда в процессе раскопок наткнётесь на следующие артефакты…

1. Яма полная отрубленных рук

[media-credit name=»Axel Krause/Austrian Archaeological Institute» align=»aligncenter» width=»610″]археологические раскопки[/media-credit]

Проводя раскопки древнего дворца в когда-то величественном египетском городе Аварис, группа археологов наткнулась на четыре ямы.

Что было в тех ямах, спросите вы. А были там руки. Без тел. Просто отрубленные руки.

[media-credit name=»Axel Krause/Austrian Archaeological Institute» align=»aligncenter» width=»350″]археологические раскопки[/media-credit]

Ямы были обнаружены в замке Хайяна, царя гиксосов, западноазиатского народа, который когда-то управлял частью северного Египта. Две ямы находились вне земельного надела, в то время как другие две — прямо за тронным залом, закрепив таким образом за собой некую церемониальную важность. По словам лидера экспедиции Манфреда Битака (Manfred Bietak), «большинство рук были довольно большими, а некоторые — просто огромными», что указывало, что их обладателями были взрослые мужчины и что в Древнем Египте, вероятно, жили великаны. Кроме того все руки были правыми.

Как выяснилось, эти руки являются самым первым вещественным доказательством обычая, который часто упоминается в древнеегипетском искусстве. Согласно этому обычаю, воины отрубали своим врагам правые руки и преподносили их своим лидерам, которые в свою очередь церемонно выбрасывали подношения в яму и затем бесцеремонно награждали каждого воина горой золота. Забирая у врага правую руку, воин таким образом символически забирал у него источник силы.

[media-credit name=» Karen Green» align=»aligncenter» width=»350″]археологические раскопки[/media-credit]

2. Окоченевшие детские мумии

[media-credit name=»Johan Reinhard» align=»aligncenter» width=»610″]археологические раскопки[/media-credit]

Капакочей называется ритуал жертвоприношения инков, в ходе которого самых красивых детей отправляли на вершину Анд, где те замерзали до смерти, чтобы порадовать богов. Ритуал часто проводили, чтобы отметить важные события, отвратить природные стихии или просто потому, что императору так хотелось. Инки верили, что ребёнок, принесёный таким образом в жертву, поднимется до уровня божества и достигнет бессмертия. И в некотором смысле они были правы: сейчас археологи тут и там находят эти жуткие и хорошо сохранившиеся «ледяные мумии» и даруют им новую жизнь.

[media-credit name=»Johan Reinhard» align=»aligncenter» width=»350″]археологические раскопки[/media-credit]

Пожалуй, самая примечательная находка с подобных обрядных мест была обнаружена в 1999 году на вулкане Льюльяйльяко в Аргентине. Тогда Йохан Райнхард (Johan Reinhard) с командой археологов, войдя в погребальную камеру недалеко от вершины вулкана, обнаружил в ней сцену буквально застывшую во времени: посреди нетронутых церемониальных предметов находились три ребёнка, которые с первого взгляда, казалось, дремали. Этих идеально сохранившихся мумий назвали Девица Льюльяйльяко, Мальчик Льюльяйльяко и «Девочка-молния».

[media-credit name=»National Geographic» align=»aligncenter» width=»250″]археологические раскопки[/media-credit]

Хотя было бы приятно думать, что эти дети добровольно отдали собственные жизни ради того, что они считали всеобщим благом, учёные столкнулись с куда более неприятной истиной. Последний год жизни детей являл собой настоящий вихрь роскошных и богатых церемоний, странствий в столицу Куско, обильных трапез… а также галлоны кукурузного пива и листьев коки. Ибо намного проще убедить ребёнка принять свою судьбу, когда его сознание откровенно затуманено, особенно если его судьба заключается в том, чтобы замёрзнуть до смерти на вершине горы.

Если вам интересно, каким образом археологам удалось установить это, то мы вам ответим: с помощью анализа волос Девицы Льюльяйльяко, хранивших в себе информацию о последних годах жизни девчушки.

[media-credit name=»Jose Fontanelli» align=»aligncenter» width=»250″]археологические раскопки[/media-credit]

3. Скелетная мозайка

[media-credit name=»University of Sheffield» align=»aligncenter» width=»610″]археологические расопки[/media-credit]

Из всех профессий, которые обещают специалистам захватывающий и интригующий день в случае обнаружения человеческих останков, этим может похвастаться только археология. Поэтому вы можете представить себе радость и возбуждение, когда в начале 2000-х учёные обнаружили не один, а целых два хорошо сохранившихся скелета под руинами 3,000-летнего поселения на шотландском нагорье.

[media-credit name=»Mike Parker Pearson/University of Sheffield» align=»aligncenter» width=»350″]археологические раскопки[/media-credit]

Вскоре специалисты определили, что скелеты принадлежат мужчине и женщине, однако только после 10 лет изучения экспонатов Терри Браун (Terry Brown), профессор биомедицинской археологии из университета Манчестера, наконец понял, что же его так гложило при работе с этой находкой: кое-какие части не вполне вписывались в общую картину. Поэтому Браун решил провести анализ ДНК нескольких костей женского скелета.

В итоге вскрылось, что археологи нашли вовсе не два скелета, но два кошмарных Вольтрона, старательно собранных вместе из шести разных трупов.

Дальнейшее исследование показало, что до сборки, грубо говоря, тела сперва окунули в торфяное болото (которое, как известно, обладает удивительной способностью мумифицировать человеческие останки). И вот тут-то начинается полный абзац: кто бы ни собрал этих франкен-скелетов, он знал, что торфяники, хоть и предотвращают разложение человеческого тела, негативное сказываются на костях (кислотная среда в конце концов расщепляет кальций). Поэтому чтобы кости пришли в нужную кондицию, тела должны были скинуть в болото, оставить их там на год, после чего выловить и собрать из них пазл для молодых сенобитов.
Зачем? Если бы мы знали…

4. Сцена массовой атаки каннибалов

[media-credit name=»CSIC Comunicación» align=»aligncenter» width=»610″]археологические раскопки[/media-credit]

В 1994 году глубоко в недрах Эль Сидрона, системы пещер на северо-западе Испании, археологи обнаружили высохшие останки 12 неандертальцев. Причём это была не случайная группа людей, а целая семья (три ребёнка, три подростка и шестеро взрослых). Исследователи также установили, что найденное ими место не являлось доисторическим пещерным кладбищем; все двенадцать человек умерли сразу, в одно и то же время.

Так что же произошло, что привело к смерти целой семьи из 12 человек? Потоп? Или нападение ядовитых пещерных диночервей? Нет, ничего подобного. Причиной смерти этих неандертальцев в действительности послужила другая группа неандертальцев. Однако это вовсе не было каким-то сражением в ходе древней войны пещерных людей или плачевными последствиями чересчур агрессивной игры в пещерный футбол. Причина этого доисторического убийства, увы, носила скорее гастрономический характер. На эту семью, как оказалось, напали с целью утоления голода.

[media-credit name=»CSIC Comunicación» align=»aligncenter» width=»350″]археологические раскопки[/media-credit]

«Похоже, что их убили и съели; их кости сломаны и черепа раскроены, дабы извлечь язык и мозг», — прокомментировал доктор Чарльз Лалуеза-Фокс (Carles Lalueza-Fox), один из специалистов, последние 13 лет занимавшихся изучением останков в барселонском Институте эволюционной биологии. А если данное признание не вызывает у вас мурашки, то примите во внимание тот факт, что это был шведский стол а-ля zombie style; на месте не было обнаружено никаких следов костра, поэтому можно заключить, что жертв ели сырыми.

[media-credit name=»Modzzak/Wikimedia» align=»aligncenter» width=»350″]неандертальцы[/media-credit]

Доктор Лалуеза-Фокс также склонен полагать, что находка является свидетельством кровавого столкновения между двумя враждующими бандами неандертальцев, наподобие «Кровавых» и «Калек«.

5. Яма геноцида

«Изувечено и обработано». Эту фразу вы надеетесь прочесть на этикетке своего любимого замороженного мяса. Хотя нет, постойте. Эту фразу вы надеетесь не прочесть где бы то ни было, и особенно в контексте, в котором мы собираемся её использовать. Считайте, что вас предупредили.

Сакред-Ридж в Колорадо представляет собой древнее поселение коренных американцев, состоящее из 22 подземно-надземных домов. Подземно-надземный дом, на случай, если вы не в курсе, это жилище с вырытой в земле ямой и водружённой сверху крышей. Довольно скучное и на первый взгляд не предвещающее ничего интересного место.

[media-credit name=»SWCA Environmentral Consultants» align=»aligncenter» width=»300″]археологические раскопки[/media-credit]

Тем не менее в один из дней, занимаясь каталогизированием обыкновенных горшков, инструментов и ископаемых фекалий, археологи столкнулись с настоящей проблемой: в списке находок у них уже не оставалось места для учёта того чудовищного количества окровавленных двуглавых топоров, которые они продолжали находить на месте раскопок. О, да и раз уж мы заговорили об этом, эти самые подземно-надземные дома были полны (внимание) «изувеченными и обработанными» человеческими телами.

Картина напоминала последствия страшного взрыва на старой фабрике по производству бензопил: 33 человека были разрезаны примерно на 15,000 наггетсов и разбросаны по всей территории Сакред-Ридж. Или, проще говоря, каждого человека разрубили топором на 450 кусочков.

И будто одного этого было недостаточно, было установлено, что прежде чем убить, сжечь и измельчить тела жертв, уроды связали их сломали им ноги. Но и это ещё не всё. Несмотря на ужасающее количество человеческих кусочков, разбросанных на месте раскопок, кое-каких частей всё же не хватало: оставляя место преступления, убийцы захватили с собой головы, руки и ступни в качестве сувениров.

[media-credit name=» SWCA Environmentral Consultants» align=»aligncenter» width=»250″]археологические раскопки[/media-credit]

Так что же там произошло? Проанализировав зубы и те части тел, которые удалось собрать, учёные установили, что убитые принадлежали к другой этнической группе, что в свою очередь позволяет предположить, что в данном случае имел место старый добрый геноцид.

Возможно, когда-нибудь в будущем археологи раскопают это предложение и выставят его в музее как пример самого вопиющего злоупотребления фразой «старый добрый» в истории.

6. Окаменелые останки (современных) людей

[media-credit name=»Università degli Studi di Firenze» align=»aligncenter» width=»610″]археологические раскопки[/media-credit]

Особенность человеческих артефактов в том, что их находят и по сей день. И вам отнюдь не обязательно отсеивать тонны вековой пыли, чтобы найти какой-нибудь ужас, который будет преследовать вас до конца ваших дней. Думаете, через пару сотню лет археологи не будут поражены, откопав из пыли сегодняшней цивилизации какой-нибудь реликт, который окажется всего-навсего фонариком с рисунком пони из сериала «Дружба — это чудо»?

Но, спрашивается, к чему мы это. Джироламо Сегато (Girolamo Segato).

[media-credit name=»G. Forino litografo» align=»aligncenter» width=»250″]сегато[/media-credit]

Всего пару столетий назад Сегато был либо одним из самых безумных, либо одним из самых гениальных ублюдков, когда-либо ходившиъ по земле, в зависимости от вашего уровня брезгливости. И по сей день он остаётся единственным человеком в истории, который привёл в окаменелое состояние другого человека, благодаря методу, который современная наука никак иначе как магией назвать не может.

[media-credit name=»Università degli Studi di Firenze» align=»aligncenter» width=»350″]археологические раскопки[/media-credit]

Итальянский натуралист и по совместительству картограф, Сегато был также заядлым путешественником. Вдохновлённый поездкой в Египет, 26-летний учёный придумал метод, благодаря которому он мог превращать людей в камень. Многие из его экземпляров сохранились до наших дней и вы можете внимательно изучить их в анатомическом музее университета Флоренции.

[media-credit name=»Università degli Studi di Firenze» align=»aligncenter» width=»250″]археологические раскопки[/media-credit]

Современным учёным удалось установить, что Сегато использовал некую неизвестную химическую смесь, которая просачивалась даже в самые крохотные кровяносные сосуды. Это значит, что что бы он ни делал, он проделывал это на недавно усопших. Но главное никто не может понять, каким же образом ему удавалось осуществить метаморфозу человеческого тела в камень.

И велик шанс, что это будет оставаться загадкой ещё очень долгое время. Из страха, что кто-нибудь украдёт его технологию, Сегато уничтожил все записи и скончался неожиданно в возрасте 44 лет. Таким образом, единственный человек, умевший превратить человека в камень, унёс эти уникальные знания с собой в могилу.

Под монументом Джироламо Сигато (на котором изображены змеи, растущие из его головы) на его гробнице выведены слова: «Здесь покоится прогнивший Джироламо Сегато из Беллуно, который мог бы быть превращён в камень, не умри его искусство вместе с ним». Знаете как говорят: ремесло одного человека — ужас для всех остальных

© 2014 — 2015, Анастасия Кузнецова. Все права защищены.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ